Перевозка тротуарной плитки к месту проведения работ состоит из нескольку этапов, первый из которых - расчет ее количества и выбор транспортного средства.
На этом этапе нужно прежде всего определиться с порядком производства работ на объекте. В зависимости от него и следует организовывать доставку плитки. Как правило, в первую очередь необходимо завезти бортовые камни, так как с их установки начнется укладка. Далее нужно тщательно обследовать зону работ и выделить места разгрузки и складирования тротуарной плитки.
При этом необходимо учитывать следующие факторы:.
плитка должна находиться максимально близко к месту укладки;
если разгрузка производится с помощью автокрана или другой техники, то нужно предусмотреть возможность проезда и установки рядом друг с другом машины с плиткой и разгрузочной техники;
желательно размещать плитку равномерно по всему участку мощения, причем устанавливать поддоны вне зоны устройства дорожных одежд;
необходимо решить, какая именно из автомашин сможет пройти на участок для разгрузки.
При этом следует учитывать углы поворота, уклоны и ширину проездов. Кроме того, нужно обратить внимание - нет ли на подъездах к зоне работ участков с глубоким и рыхлым песком, в котором тяжелая машина может забуксовать.
Следующий этап - выбор машины для перевозки. Оптимальным вариантом является использование большегрузных машин с разгрузкой их автокраном или погрузчиком. Наиболее эффективны небольшие машины на 6-8 поддонов, снабженные собственным краном для разгрузки. Для таких машин не требуются широкие проезды, а наличие собственной стрелы крана позволяет легко сгрузить плитку в нужное место.
Поддоны. На заводах плитка уложена на поддоны, и все поставщики в стоимость плитки автоматически включают стоимость ее погрузки Поддон (или паллета) - стандартный двойной деревянный щит размерами, как правило, 1x1, 2 м. Количество плитки, располагающееся на таком поддоне, немного различается в зависимости от ее вида и формы.
Обычно, на поддоне помещается от 8 до 10 м2 тротуарной плитки (общая площадь плитки на поддоне, естественно, зависит от ее толщины), а масса груженого поддона - от 600 до 1200 кг. Эти размеры и массу нужно учитывать при выборе автотранспорта.
Важный вопрос - цена поддона. Стандартный европоддон стоит 7-8$ что не так уж и много, если разговор идет о трех-четырех поддонах. А если партия плитки велика и количество поддонов исчисляется десятками, то эта сумма тут же становится весьма значимой. Поэтому при заказе плитки обязательно нужно узнать - включена ли стоимость поддонов в стоимость плитки. Если это так, то вы покупаете еще и поддоны, которые вам, может быть, и абсолютно не нужны.
Здесь возможны два варианта. Первый - поддоны не включаются в стоимость плитки, а являются возвратной тарой, что заранее оговаривается в договоре на поставку. Там же определяется, кто будет осуществлять обратную перевозку. Второй - поддоны включены в стоимость плитки, но завод принимает их обратно по заранее оговоренной цене. При этом поддоны должны иметь товарный вид. Целесообразно ли возить поддоны обратно на завод, можно определить простым расчетом - нужно подсчитать стоимость поддонов и сравнить ее с затратами на их перевозку.
Если работы производятся не очень далеко от завода-изготовителя, а поддонов много - такая операция коммерчески выгодна.
В любом случае, вопрос о поддонах (оплаченных или возвратных) лучше всего оговорить с поставщиком плитки сразу. Это позволит в дальнейшем избежать взаимных претензий.
При выборе машин для перевозки необходимо учитывать количество рейсов и загрузку каждой машины, чтобы по возможности на заводе не оставалось "хвостов" в виде одного-двух поддонов. Отдельный вопрос - дозаказ плитки. Часто бывает, что по ходу работ ее объем увеличивается. В этом случае необходимо учитывать срок изготовления и объем дополнительной партии плитки, с тем, чтобы ее вывоз можно было бы взаимоувязать с вывозом основной партии.
Оптимально, если завод-изготовитель берет доставку плитки на себя. Тогда автоматически снимается проблема с поддонами, которые на заводских же машинах возвращаются обратно.
Разгрузка. Как уже говорилось, для разгрузки следует использовать технику в виде автокранов и разного типа погрузчиков. Хорошо иметь погрузчик на объекте постоянно, но это не всегда возможно по чисто экономическим соображениям. Тогда разгрузочную технику приходится заказывать отдельно.
При этом нужно точно рассчитать график подхода машин с плиткой и техники во избежание дорогостоящих простоев. Заказывая кран на определенную дату, на этот же день стоит заказать по возможности как можно больше автомашин с плиткой, чтобы использовать грузоподъемный механизм с максимальной эффективностью. При этом необходимо заранее согласовать с заводом количество машин, которое они могли бы загрузить в этот день. А лучше сделать наоборот - сначала договориться с заводом о точной дате и гарантированной отгрузке оговоренного числа поддонов, а затем уже заказывать кран.