На этапе перевозки тротуарной плитки нужно прежде всего определиться с порядком производства работ на объекте. В зависимости от него и следует организовывать перевозку. Как правило, в первую очередь необходимо завезти бортовые камни, так как с их установки начнется укладка. Далее нужно тщательно обследовать зону работ и выделить места разгрузки и складирования тротуарной плитки.
При этом необходимо учитывать следующие факторы:.
материалы должны находиться максимально близко к месту укладки;
если разгрузка производится с помощью автокрана или другой техники, то нужно предусмотреть возможность проезда и установки рядом друг с другом машины с материалами и разгрузочной техники;
желательно размещать тротуарную плитку равномерно по всему участку мощения, причем устанавливать вне зоны устройства дорожных одежд;
необходимо решить, какая именно из автомашин сможет пройти на участок для разгрузки.
При этом следует учитывать углы поворота, уклоны и ширину проездов. Кроме того, нужно обратить внимание - нет ли на подъездах к зоне работ участков с глубоким и рыхлым песком, в котором тяжелая машина может забуксовать.
Следующий этап перевозки - выбор машины для перевозки тротуарной плитки. Оптимальным вариантом перевозки является использование большегрузных машин с разгрузкой их автокраном или погрузчиком. Наиболее эффективны небольшие машины на 6-8 поддонов, снабженные собственным краном для разгрузки. Для них не требуются широкие проезды, а наличие собственной стрелы крана позволяет легко сгрузить груз в нужное место.
Поддоны. На заводах тротуарная плитка уложена на поддоны, и все поставщики в стоимость автоматически включают стоимость ее погрузки и перевозки. Поддон (или паллета) - стандартный двойной деревянный щит размерами, как правило, 1x1, 2 м. Количество материалов, располагающееся на таком паллете, немного различается в зависимости от ее вида и формы.
Обычно, помещается от 8 до 10 м2 тротуарной плитки , а масса груженого поддона - от 600 до 1200 кг. Эти размеры и массу нужно учитывать при выборе автотранспорта для перевозки.
При заказе на перевозку обязательно нужно узнать - включена ли стоимость поддонов в стоимость тротуарной плитки. Если это так, то вы покупаете еще и поддоны, которые вам, может быть, и абсолютно не нужны.
Здесь возможны два варианта. Первый - они не включаются в стоимость перевозки материалов, а являются возвратной тарой, что заранее оговаривается в договоре на поставку. Там же определяется, кто будет осуществлять обратную перевозку. Второй - поддоны включены в стоимость, но завод принимает их обратно по заранее оговоренной цене. При этом они должны иметь товарный вид.
При выборе машин для перевозки необходимо учитывать количество рейсов и загрузку каждой машины, чтобы по возможности на заводе не оставалось "хвостов" в виде одного-двух поддонов. Отдельный вопрос - дозаказ тротуарной плитки. Часто бывает, что по ходу работ ее объем увеличивается. В этом случае необходимо учитывать срок изготовления и объем дополнительной партии тротуарной плитки, с тем, чтобы ее вывоз можно было бы взаимоувязать с вывозом основной партии.
Оптимально, если завод-изготовитель берет перевозку тротуарной плитки на себя. Тогда автоматически снимается проблема с паллетами, которые на заводских же машинах возвращаются обратно.
Разгрузка. Как уже говорилось, для разгрузки тротуарной плитки следует использовать технику в виде автокранов и разного типа погрузчиков. Хорошо иметь погрузчик на объекте постоянно, но это не всегда возможно по чисто экономическим соображениям. Тогда разгрузочную технику приходится заказывать отдельно.
При этом нужно точно рассчитать график подхода машин с плиткой и техники во избежание дорогостоящих простоев. Заказывая кран на определенную дату, на этот же день стоит заказать по возможности как можно больше автомашин с тротуарной плиткой, чтобы использовать грузоподъемный механизм с максимальной эффективностью. При этом необходимо заранее согласовать с заводом количество машин, которое они могли бы загрузить в этот день. А лучше сделать наоборот - сначала договориться с заводом о точной дате и гарантированной отгрузке оговоренного числа поддонов, а затем уже заказывать кран.